On-line: гостей 0. Всего: 0 [подробнее..]

Пушкинский дискуссионный клуб "ЛЮБОМУДРИЕ"



АвторСообщение
администратор


Сообщение: 22
Зарегистрирован: 01.05.07
Рейтинг: 0
ссылка на сообщение  Отправлено: 05.10.07 19:35. Заголовок: Состояние и преспективы развития сельского хозяйства Беларуси


Л.В.Кукреш, заведующий сектором науки Администрации Президента Республики Беларусь, доктор сельскохозяйствен-ных наук, академик Национальной академии наук Беларуси

СОСТОЯНИЕ И ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ
СЕЛЬСКОГО ХОЗЯЙСТВА БЕЛАРУСИ

Вследствие климатических особенностей Беларусь относится к зоне рискованного зем-леделия. Две трети ее пашни представлены песками и супесями, а суглинки северной зоны страны малопродуктивны вследствие большой холмистости рельефа и мелкоконтурности сельскохозяйственных земель. Вместе с тем республика являлась крупнейшим в СССР про-изводителем сельскохозяйственной продукции с относительно высоким уровнем интенсифи-кации отрасли. Располагая 1,7% сельскохозяйственных угодий и 2,7% пашни, она произво-дила в среднем в 1986 - 1990 гг. 5,7% валовой продукции сельского хозяйства, в том числе 6,0% продукции животноводства.
К началу 90-х годов Беларусь в расчете на душу населения производила мяса и мо-лока больше, чем Германия, Франция, Великобритания, а зерна - на треть выше, чем в сред-нем страны Европейского Союза. По картофелю и льноволокну в расчете по вышеуказанно-му показателю республике принадлежало мировое первенство. В 1986 -90 годах республика вывозила за свои пределы до 1 млн. тонн картофеля, 300 тысяч тонн мясо- и более 2 млн. тонн молокопродуктов.
Развал успешно функционирующей отрасли произошел на этапе становления суве-ренного белорусского государства. Разрушение единого экономического пространства Сою-за ССР лишило республику сырьевых ресурсов для производства азотных и фосфорных удобрений, целевых поставок 3-4 млн. тонн в год зерна, всего ассортимента средств защиты растений и животных, большинства видов сельскохозяйственной техники. Большой ущерб отрасль понесла вследствие политических ошибок, допущенных бывшим в тот период ру-ководством страны, слепо копировавшим зарубежный опыт шоковых рыночных преобразо-ваний, направленных на демонтаж колхозно-совхозного производства. Все это привело к тяжелым последствиям. Осложнилось положение с кадрами руководителей и специали-стов. За 1992-1994 годы в 1,8 раза сократились основные фонды, более чем вдвое - оборот-ные. Обвальными темпами ухудшилась экономика хозяйств. Достиг высокого уровня дис-паритет цен и неплатежи за сданную государству продукцию. Сложились трудности с вы-платой заработной платы., которая составляла тогда около 30 долларов США. Животновод-ческие фермы без дверей и окон стали украшать белорусские пейзажи.
Вот такое наследство досталось первому Президенту страны А.Г. Лукашенко. Учи-тывая сложившуюся ситуацию, будучи сам опытным аграрником, он поставил задача разра-ботать белорусскую модель агропромышленного комплекса с учетом мирового опыта, ста-вящую главной целью обеспечение продовольственной безопасности государства и улучше-ние социального обеспечения сельского населения. Основные принципы этой модели были изложены в "Государственной программе реформирования АПК Республики Беларусь (ос-новные направления)", рассчитанной на 1996-2000 годы. Основные положения Программы:
- сохранение и приоритетное развитие крупного производства;
-создание системы государственного регулирования, адекватной требованиям рыноч-ной экономики;
-становление эффективного правового механизма, регулирующего хозяйственную деятельность предприятий АПК различных форм собственности;
-ускоренное развитие инфраструктуры сбыта продукции и формирование достаточ-ного экспортного потенциала;
-обеспечение социального развития села и социальной защиты сельского населения.
Предусматривалось базировать земельные отношения на государственной и частной формах собственности. Основной формой землепользования декларировалась аренда ее у государства.
Программа намечала существенные организационные преобразования в аграрной сфере. Ставилось целью преобразовать колхозы и совхозы в новые организационно-правовые формы хозяйствования:
1.Сельскохозяйственные предприятия, основанные на государственной форме собст-венности (госхозы);
2.Сельскохозяйственные предприятия, основанные на коллективной форме собствен-ности, в том числе:
а) предприятия с общей собственностью (кооперативы);
б) предприятия с паевой собственностью;
в) предприятия с долевой собственностью:
3.Сельскохозяйственные предприятия, основанные на частной форме собственности (крестьянские и фермерские хозяйства);
Перерабатывающие сельскохозяйственную продукцию и обслуживающие сельское хозяйство подлежали акционированию с передачей контрольного пакета акций сельскохо-зяйственным производителям.
Намечались существенные изменения в экономическом механизме АПК. В этом плане предполагалось осуществить:
-введение бюджетного планирования государственных расходов на поддержку сель-ского хозяйства;
-последовательный переход к программно-целевому методу государственной под-держки, позволяющий сельскохозяйственным производителям получить субсидии при уча-стии в реализации определенных программ.
Уже в начале реализации Программы были четко определены меры финансовой поддержки агропромышленному комплексу посредством выделения безвозмездных инве-стиций и льготного кредитования. Принято ряд правительственных актов по уменьшению налоговых и таможенных сборов по отдельным видам продукции для защиты отечественных производителей, представлялись льготы на газ, потребляемый тепличными комплексами.
Практика государственной поддержки сельскохозяйственных предприятий постоянно расширялась, принимая все более организационные формы. Так, с 1995 года в республике введен государственный заказ на закупку зерна с предварительным его авансированием, а с 1996 года - лизинговые поставки техники. На этой основе выделялось не менее одного трак-тора на хозяйство в год, одного зерноуборочного комбайна на хозяйство в два года, на та-ком же принципе в дальнейшем выделялась кормоуборочная и другие виды техники.
В 1996 году помимо финансовых субсидий сельхозпредприятиям был выделен товар-ный кредит в виде 210 тыс. тонн дизельного топлива, 30 тыс. тонн бензина и 10 тыс. тонн смазочных материалов. Это примерно половина потребности сельскохозяйственных органи-заций республики в ГСМ. Эта практика сохранилась и в настоящее время.
С 1997 года в республике формируется внебюджетный фонд поддержки производи-телей сельскохозяйственной продукции и продовольствия, в который отчислялось 1,5 про-цента выручки от реализации продукции, работ и оказанных услуг почти всеми предпри-ятиями и организациями республики несельскохозяйственной сферы. В настоящее время отчисления в этот фонд увеличены до 2%. Он используется на приобретение минеральных удобрений и топлива, закупку тракторов и сельхозмашин, выравнивание условий хозяйство-вания через добавки к закупочным ценам, для удовлетворения первоочередных потребностей сельскохозяйственных предприятий, на льготное кредитование, на финансирование государ-ственных программ и поддержку крупных бизнес-проектов.
Реализация программы позволила сформировать положительные тенденции развития АПК по ряду позиций. Возросла продуктивность земледелия и животноводства. Укрепилась техническая база сельхозпредприятий. Несколько улучшилась система взаиморасчетов. Были решены проблемы внутреннего продовольственного рынка. Однако прорывных успехов не было достигнут. Создать намечавшиеся механизмы функционирования агропромышленного комплекса не представилось возможным.
Потребовалась разработка новой программы реформирования АПК, ставящей своей целью перевести агропромышленный комплекс республики на очередной этап своего раз-вития в условиях реальной рыночной экономики.
Такая «Программа совершенствования агропромышленного комплекса Республики Беларусь на 2001-2005 годы» вобрала в себя важнейшие позиции предыдущей программы и лучшее из зарубежного опыта. Ее основополагающие принципы:
основу землепользования составляет государственная собственность на сельскохо-зяйственные земли, передаваемые в аренду сельхозпроизводителям;
развитие сельскохозяйственного производства базируется преимущественно на крупнотоварных хозяйствах;
главный принцип реформирования АПК на макроуровне - горизонтальная и верти-кальная кооперация во всей технологической цепи производство-переработка-реализация;
основной принцип совершенствования внутрихозяйственных отношений и системы оплаты труда в субъектах хозяйствования АПК -внедрение коммерческого расчета.
Для выполнения программных позиций был принят ряд нормативных актов, направ-ленных на повышение эффективности и финансовое оздоровление организаций агропро-мышленного комплекса. В том числе законы «О личных подсобных хозяйствах», и
«О реорганизации убыточных сельскохозяйственных организаций». Были разработаны и приняты Правительством республиканские программы развития перерабатывающей про-мышленности на 2003-2004 годы и сельскохозяйственного машиностроения на 2002 – 2005 гг., ряд отраслевых республиканских программ (льноводство, картофелеводство, овощевод-ство, плодоводство, птицеводство и т.д.).
Реализован ряд организационных мероприятий. Осуществлена региональная специа-лизация производства растениеводческой продукции в сырьевых зонах перерабатывающих предприятий.
Определены 58 специализированных на производстве зерна валообразующих районов с наиболее плодородными почвами.
Проведена концентрация в сырьевых зонах перерабатывающих предприятий посевов сахарной свеклы, рапса, пивоваренного ячменя и льна.
Пересмотрена структура кормовых угодий на пашне и лугах в сторону возрастания роли кукурузы и многолетних трав.
Проведена реконструкция и техническое переоснащение более 300 молочно-товарных ферм с установкой новейшего технологического оборудования, в первую очередь по корм-лению и доению, ряда комплексов по откорму скота и свиней, птицефабрик. На этой основе возросла загрузка животноводческих комплексов.
Осуществлены конкретные меры по оптимизации численности перерабатывающих животноводческую продукцию предприятий в соответствие с реальными объемами сырье-вых ресурсов. Проведена модернизация оборудования на многих из них.
Важное значение имела реализация Программы развития сельскохозяйственного машиностроения. В ее рамках разработан ряд принципиально новых типов сельхозмашин, которые ранее в СНГ не производились. Это комбинированные почвообрабатывающе-посевные агрегаты, специальные пресс-подборщики для льна, автоматизированные доиль-ные установки, шланговые поливочные машины, охладители молока закрытого типа, энерго-насыщенные полевые измельчители, тракторы новых типов и другие технические средства. Всего было разработано и передано для производства 100 наименований новых машин и оборудования, а также освоено производство 86 наименований ранее разработанной техни-ки.
Большая работа проведена по реформированию убыточных хозяйств на основе Ука-зов Президента Республики Беларусь «О некоторых мерах по финансовому оздоровлению сельскохозяйственных организаций и привлечению инвестиций в сельскохозяйственное производство» и «О порядке и условиях продажи юридическим лицам предприятий как имущественных комплексов убыточных сельскохозяйственных организаций». На их основе Министерством сельского хозяйства и продовольствия совместно с облисполкомами прове-дена реорганизация 283 сельскохозяйственных организаций посредством присоединения их к успешно работающим сельхозорганизациям, передачи государственным и частным инве-сторам.
Конкретизация программных позиций, достаточно высокий уровень нормативно-правового их обеспечения, возросшие объемы государственной поддержки позволили уже в 2004 году приблизиться к обозначенным программой объемным показателям производства сельскохозяйственной продукции на 2005 год. Так, прирост производства валовой продук-ции сельского хозяйства (в сопоставимых ценах) к уровню 2000 года составил 23,2 процен-та, в том числе зерна  44,5 процента, картофеля  13,6 %, сахарной свеклы – в 2,1 раза. По результатам работы в 2004 году производство молока увеличилось к уровню 2000 г. на 16 %, реализация скота и птицы на 9,3 процента.
Продовольственная безопасность страны была обеспечена в полной мере, около 95% продовольствия население приобретало отечественного производства. Импорт составлял, в основном, продукцию, не производимую в стране в силу климатических условий. Сложи-лась положительная тенденция наращивания экспорта продукции агропромышленного комплекса. Вместе с тем оставалась сложная ситуация в аграрной экономике. Так, по со-стоянию на 1 января 2005 г. задолженность сельскохозяйственных организаций по различ-ным платежам превысила 3,5 трлн. рублей, при годичном объеме выручки около 3 трлн. рублей. Низким остался уровень среднемесячной заработной платы в сельском хозяйстве – 199,5 тысяч рублей или 92 доллара США. Это составляло 55,4 процента от уровня заработ-ной платы в целом по народному хозяйству республики.
Поэтому не дожидаясь завершения второй программы было принято решение опре-делить принципиально новые подходы, прежде всего организационного характера, по соз-данию эффективно функционирующих агропромышленных структур и экономического механизма хозяйствования, техническому и технологическому переоснащению отрасли, резкому увеличения на этой основе экономической эффективности аграрного производства. Одновременно намечалось уделить большое внимание социальному развитию сельской ме-стности.
Этим целям посвящен третий этап формирования белорусской модели хозяйствова-ния на земле  «Государственная Программа возрождения и развития села на 2005-2010 го-ды».
Принципиальные отличия «Государственной Программы возрождения и развития села на 2005-2010 годы» от ранее принимавшихся аналогичных документов:
четкая ориентация на рост благополучия человека, как тружеников сельскохозяйст-венного производства, так и проживающих в сельской местности работников социальной сферы;
комплексность программы. Это не отраслевой документ, а общегосударственная Про-грамма. В ней увязаны воедино социальные проблемы села и аграрная производственная деятельность; на ее работают все министерства и ведомства страны;
программа включает мероприятия прямого действия, в полной мере обеспеченные финансами. На 6 лет выделяется в ценах 2005 года почти 70 трлн. рублей, это более 32 млрд. долларов США, или в среднем по 5,3 млрд. долларов в год. Такого крупного вложения средств не имела ни одна государственная программа среди ранее принимавшихся. Собст-венные средства организаций составляют 31,5 трлн. рублей, или 45% от всего объема фи-нансирования.
Основной целью программы предусматривается повышение привлекательности сель-ского труда и образа жизни на основе возрастания уровня доходов и получаемых сельским населением социальных услуг до среднереспубликанского показателя, а также создание сис-темы хозяйствования, обеспечивающей устойчивое развитие агропромышленного производ-ства с выведением его рентабельности в режиме расширенного воспроизводства на уровень не менее 20 процентов. Это должно гарантировать самоокупаемость отрасли, продовольст-венную безопасность государства и создание экономически целесообразного экспортного потенциала агропромышленного комплекса страны.
Заглавный раздел программы посвящен повышению уровня материального благосос-тояния работников аграрной сферы. Он включает четыре основополагающие позиции:
создание эффективной и доступной для понимания рядовому работнику системы мо-тивации высокопроизводительного труда, основанной на экономических результатах дея-тельности трудовых коллективов. Ее сущность - организация и оплата труда на основе ком-мерческого расчета, позволяющего каждому работнику реализовать индивидуальный потен-циал профессионального мастерства и трудового усердия, за экономически эффективный труд получить высокую заработную плату;
стимулирование высокоэффективной работы руководителей и специалистов хозяйств посредством выплаты им по итогам года фиксированной части прибыли, полученной допол-нительно к предшествовавшему году в результате их деятельности, а в убыточных хозяйст-вах этот стимул увязать с величиной уменьшения убытка. Предполагается, что прямая заин-тересованность управленческого аппарата сельскохозяйственных организаций в повышении прибыльности хозяйств обеспечит отбор наиболее способных руководителей и специали-стов, оптимизирует их численность;
формирование системы оказания практической помощи сельскому населению в раз-витии личных подсобных хозяйств для повышения их доходности;
усиление мер социальной защиты сельских семей, воспитывающих несовершеннолет-них детей посредством увеличения им выплат из бюджета и оказания различных видов по-мощи за счет средств сельскохозяйственных организаций.
На основе реализации программных мероприятий намечается довести к 2010 году среднюю по отрасли заработную плату до уровня, эквивалентного 320-360 долларам США. В совокупности с поступлениями средств от личных подсобных хозяйств такой уровень зар-платы позволит сельскому населению выровняется по доходам с городским, а в наиболее эффективно работающих сельскохозяйственных организациях превзойти его.
Решение социальных проблем сельского населения предусматривается на основе формирования качественно новых типов сельских поселений  агрогородков. В них на ос-нове развития действующих и строительства новых объектов социальной сферы создаются территориальные комплексы по обеспечению социальных стандартов сельского населения, субъектами которых являются учреждения дошкольного воспитания, образования, здраво-охранения, культуры, физической культуры и спорта, торговли, общественного питания, бы-тового обслуживания, связи и транспорта, правопорядка, кредитно-финансовые и др. Здесь же размещаются основные объемы жилищного строительства и обеспечивается приоритет-ное внедрение перспективных проектов строительства жилых домов, жилищно-производственных, общественных зданий, адаптированных к местным условиям; развитие инженерно-транспортных коммуникаций и благоустройство территорий. Всего программой намечалось сформировать 1481 агрогородок на базе центров сельсоветов и центральных уса-деб сельскохозяйственных организаций. Сомнений, что эта программная позиция будет вы-полнена нет. Она четко контролируется Президентом, Правительство раз в год отчитывается за нее.
Потенциал социальной инфраструктуры агрогородков намечается использовать также для социального обслуживания населения других сельских поселений, не имеющих этого статуса.
Полагаем, что такая схема совершенствования инфраструктуры сельских населенных пунктов позволит закрепить центры сельского расселения, эффективно использовать выде-ляемые на развитие социальной сферы села финансовые средства, не менее чем вдвое сокра-тить радиус доступности социальных услуг для жителей сельских населенных пунктов. В результате возрастет престижность проживания в сельской местности, существенно улуч-шится здесь демографическая ситуация.
Программные мероприятия в производственной сфере направлены на укрепление эко-номики сельскохозяйственных организаций. Они определяют комплекс мер по наращиванию производства конкурентоспособной продукции и созданию благоприятной экономической среды хозяйствования для всех субъектов АПК. Основные позиции в этом направлении:
-финансирование государством приоритетных направлений развития сельскохозяйст-венного производства, обеспечивающих стабильное функционирование: известкование почв; государственных программ ”Мелиорация“ и ”Племдело“; семеноводство; ветеринар-ные мероприятия; льготирование кредитов (под бизнес-планы) на реконструкцию молочно-товарных ферм, животноводческих комплексов, птицефабрик и перерабатывающих предпри-ятий, на строительство жилья и приобретение техники; дотирование цен на сельскохозяйст-венную продукцию пропорционально их росту на энергоносители; страхование урожая сель-скохозяйственных культур, животных и птицы; снижение цен посредством дотаций на зер-ноуборочные и кормоуборочные комбайны, энергонасыщенные тракторы, поставляемые по лизингу; субсидии 60 базовых сельскохозяйственных организаций, ориентированных на дос-тижение лучших мировых показателей в аграрной сфере.
- придание экономической направленности структуре растениеводства, в первую оче-редь оптимизировав соотношение посевных площадей зерновых культур, кукурузы и много-летних трав. С учетом животноводческой отрасли республики приоритет отдается производ-ству кормов. С этой целью увеличиваются посевы тритикале а также возрастает доля кормо-вых сортов в структуре зерновых.
-приведение структуры животноводства в соответствие с потенциалом кормовых ре-сурсов республики. С учетом возможностей заготовки больших объемов травяных кормов для наращивания экспортного потенциала агропромышленного комплекса, укрепления на этой основе аграрной экономики приоритет отдается развитию молочного и мясного ското-водства. В свиноводстве и птицеводстве намечается ускорить модернизацию оборудования и внедрить ресурсоэкономные технологии содержания и кормления животных, на этой осно-ве обеспечить внутренние потребности республики в этих видах продукции.
-существенное повышение качества продукции перерабатывающей промышленности АПК на основе создания реальных сырьевых зон для каждого предприятия в рамках инте-грации на началах вертикальной и горизонтальной кооперации, более глубокой технической и технологической модернизации отрасли.
Завершается первая половина срока функционирования Программы возрождения и развития села. За этот период сформирована устойчивая тенденция ежегодного наращива-ния производства сельскохозяйственной продукции. Среднесуточные привесы КРС на вы-ращивании и откорме в среднем за 8 месяцев текущего года составили 519 граммов, свиней – 476 граммов, удой молока от коровы – 2899 килограммов. Урожайность зерновых без куку-рузы – 31,2 ц/га, или 1 центнер на баллогектар пашни. Валовой сбор зерна во всех категориях хозяйств с учетом кукурузы составит в первоначально оприходованном весе около 8 млн. тонн, на 20% больше прошлогоднего уровня. Это полностью обеспечивает потребности го-сударства. За последние два года почти удвоено производство сахарной свеклы. В нынешнем году около 1 млн. тонн ее может быть экспортировано. С учетом сложившейся высокой урожайности кукурузы в нынешнем году намечаем приблизиться к давней нашей мечте - создать полугодовой переходящий запас травяных кормов.
Наряду с крупным товарным производством в аграрной отрасли республики получили развитие и другие формы хозяйствования. Нормативной базой признаны равноправными сельскохозяйственные организации, базирующиеся на государственной (госхозы), коллек-тивной (кооперативы) и частной (крестьянско-фермерские хозяйства) формах собственно-сти. Развитие предприятий частной формы собственности в сельском хозяйстве базируется на Законе Республики Беларусь «О крестьянском (фермерском) хозяйстве», принятом в 1991 году. С этого периода по 2007 год в республике было организовано около 6 тыс. фермер-ских хозяйств, из которых в последующем более половины прекратили свою деятельность. По состоянию на 01.01.2007 в Беларуси функционировало 2104 крестьянских (фермерских) хозяйств.
Основным направлением специализации фермерских хозяйств является отрасль рас-тениеводства (84 %). При этом в 45% хозяйств профилирующим является производство зер-на, в 33 % занимаются, в основном, возделыванием овощей и картофеля, 4% хозяйств основ-ным видом деятельности избрали плодоводство.
Предпринята попытка обеспечить дальнейшее развитие фермерских хозяйств посред-ством присоединения к наиболее крупным из них убыточных сельскохозяйственных пред-приятий. На этой основе по состоянию на 01.01.2005 в республике функционировали 27 фермерских хозяйств. Предполагалось, что в этой группе хозяйств будет иметь место рост производства, уменьшится размер кредиторской задолженности, будут своевременно решаться вопросы по выплате заработной платы. Однако надежды не вполне оправдались. В настоящее время лишь 16 фермеров пытаются улучшить положение присоединенных к ним хозяйств, у остальных этого уже не получилось, положение в присоединенных хозяй-ствах еще больше ухудшалось, пришлось расторгать этот союз.
Важным сектором сельскохозяйственного производства республики в настоящее вре-мя являются хозяйства крестьянских подворий. В общем вале сельскохозяйственной про-дукции республики удельный вес фермерских хозяйствах и личных подсобных хозяйствах граждан по результатам работы за 2006 год составлял 38,1%. При этом отмечается тенден-ция уменьшения этого показателя по годам. Так, в 2004 г. он составлял 47,4%. В структуре продукции явно доминирует растениеводческая. В 2006 году частный сектор обеспечил производство 90,2% картофеля и 81,3% овощей, 22,90% молока и 18,1% мяса. При этом доля участия фермерских хозяйств в валовом производстве молока и мяса составляет 0,3%.
Высокий удельный вес некоторых видов сельскохозяйственной продукции в част-ном секторе, превышающий долю сельскохозяйственных земель, находящихся в их пользо-вании, противники крупного товарного производства используют как основной, и на их взгляд неопровержимый, аргумент в доказательстве исключительного преимущества частно-го способа производства. Однако это неверный вывод, базирующийся на незнании специфи-ки крестьянского труда в личных подворьях. Дело в том, что продукция в ЛПХ производится при определяющем участии общественного сектора, вне которого ни земледельческая, ни животноводческая сфера приусадебного производства не смогла бы функционировать.
Наряду с изложенным следует отметить, что реализация показанной мною модели развития АПК республики идет не просто. Основные причины, лимитирующие этот процесс заключаются в следующем.
1. Отсутствие экономического менталитета у многих, если не большинства, руководи-телей как органов государственного управления, так и сельхозпредприятий. Мы полагаем, что роль органов государственного управления в аграрной сфере должна заключаться в раз-мещении государственного заказа на производство сельскохозяйственной продукции, рас-пределении средств государственной поддержки и контроле их использования, создании нормативно-правового поля хозяйствования на земле, расстановке и учебе кадров, консуль-тационном обеспечении сельхозпроизводителей. На практике же облисполкомы и райиспол-комы не могут отказаться от десятилетиями складывавшейся практики мелочной опеки сельскохозяйственных организаций, необоснованного вмешательства в их организацию производства и сельскохозяйственные технологии, чем связывают инициативу руководите-лей и специалистов сельскохозяйственных организаций в совершенствовании специализации отрасли, мешают переходу на производство экономически целесообразной продукции и вы-годной реализации ее на рынках. Трудно реализовать простую истину, что в условиях рынка нужно производить не зерно, мясо, молоко и так далее, а деньги. Продолжающаяся погоня за валовыми показателями любой ценой ведет ухудшению аграрной экономики. Поэтому в этом году принято решение изменить практику оценки эффективности работы аграрной от-расли, а также органов государственного управления в этой сфере регионов и сельскохозяй-ственных организаций. Отдается приоритет не показателям в валовых или относительных величинах, а экономике производства. При подведении итогов их работы, оценке деловых качеств аграрных кадров всех уровней основным показателем принимается прибыль в рас-чете на баллогектар кадастровой оценки сельскохозяйственных угодий.
2.Бедность природных ресурсов республики. В наших недрах кроме калийной соли и немножко нефти ничего нет для экономически целесообразной добычи. Нефтепродукты, газ, каменный уголь, металл, сырье для производства фосфорных и азотных удобрений, электро-энергию и многое другое мы импортируем преимущественно из Росси. Цены же на них по-стоянно растут и не по вине нашего государства.
3. Трудности привлечения иностранных инвесторов. Независимая и социально ориен-тированная политика нашего государства не совсем нравится зарубежным политикам, кото-рые мешают своим деловым кругам вкладывать средства в развитие белорусского сельского хозяйства, хотя государственной инвестиционной программой предусмотрены выгодные для них условия для вложения своего капитала в реальный сектор экономики, в том числе в агропромышленный комплекс.
Вместе с тем мы полагаем, что взятый курс на развитие крупного товарного произ-водства АПК будет реализован. Залогом этого является политическая воля, ориентированная на приоритетное развитие сельскохозяйственного производства и стабильная государствен-ная поддержка сельхозпроизводителей.


Спасибо: 0 
ПрофильЦитата Ответить
Новых ответов нет


Ответ:
1 2 3 4 5 6 7 8 9
большой шрифт малый шрифт надстрочный подстрочный заголовок большой заголовок видео с youtube.com картинка из интернета картинка с компьютера ссылка файл с компьютера русская клавиатура транслитератор  цитата  кавычки моноширинный шрифт моноширинный шрифт горизонтальная линия отступ точка LI бегущая строка оффтопик свернутый текст

показывать это сообщение только модераторам
не делать ссылки активными
Имя, пароль:      зарегистрироваться    
Тему читают:
- участник сейчас на форуме
- участник вне форума
Все даты в формате GMT  3 час. Хитов сегодня: 0
Права: смайлы да, картинки да, шрифты да, голосования нет
аватары да, автозамена ссылок вкл, премодерация откл, правка нет