On-line: гостей 0. Всего: 0 [подробнее..]

Пушкинский дискуссионный клуб "ЛЮБОМУДРИЕ"



АвторСообщение
администратор


Сообщение: 23
Зарегистрирован: 01.05.07
Рейтинг: 0
ссылка на сообщение  Отправлено: 05.10.07 19:38. Заголовок: Инновационная и инвестиционная стратегия «курса реформ» в АПК:программное обеспечение


Инновационная и инвестиционная стратегия «курса реформ» в АПК:
программное обеспечение.

Ю.К. Ковальчук, доктор технических наук, академик Петровской академии наук и искусств, в.н.с. СЗ НИЭСХ.

1. Позиционирование. Оптимизация параметров предприятий, социально-экономических систем, с целью рационального использования ресурсов - традиционная инженерно-экономическая задача[1]. С 80-х годов в этой тривиальной оптимизационной задаче появилось новое направление – «курс реформ» международных экспертов»[2], их «ноу хау»: программы «переходного периода»[3,4,6].
В 1992г РФ вступила в МВФ и Правительство Ельцина-Гайдара подписало с фондом «Письмо о намерениях» (Борисов, Справочник, 1998), взяв на себя обязательства внедрять программы «переходного периода», законы, кодексы, конституцию, разработанные только экспертами фонда. Ответственность за формирование институтов «рыночной экономики» перешло к МВФ, представляющему экономические интересы США, «семерки». В Конституцию РФ эксперты включили положение (ст.15, п.4): «Если международным договором РФ установлены иные правила, чем предусмотренные законом, то применяются правила международного договора». Поэтому Президент, Правительство, ФС РФ являются (в рамках международного договора) только исполнителями программ «переходного периода». Т.е., де-юре, в РФ введено внешнее управление.
Ежегодно, в соответствии с договором, комиссия МВФ: принимает у Правительства РФ результаты реализации согласованных положений программ и его инвестиционной деятельности за прошедший год; доводит ему задания на предстоящий год по исполнению очередных положений программ; открывает кредитные линии для их финансирования; устанавливает параметры бюджета, процент инфляции (темпы роста цен), величину Стабфонда и отчислений из бюджета для погашения госдолга; определяет направление и использование денежных потоков, сколько и на какие цели Правительство РФ может израсходовать оставшихся денежных средств. Правительство РФ, детализировав параметры бюджета, передает его на рассмотрение ФС и подпись Президенту РФ. И они скрупулезно их исполняют. Т.е., де-юре и де-факто, субъектом управления в РФ является МВФ (США, «семерка»), а Президент, Правительство, ФС РФ исполняют функции их администрации.
Но об этом население и даже специалисты не информированы, что создает проблемы для принятия адекватных мер. Тестирование показало, что руководители и специалисты предприятий, органов управления аграрного сектора, имея самую лучшую в мире подготовку по специальности, оказались не адаптированы наукой к новым экономическим условиям - открытости экономики мирохозяйственным связям и реалиям недобросовестной конкуренции. Они и сегодня, спустя 20 лет с начала реформ, не знают содержание программам «переходного периода» США, современную инновационную и инвестиционную стратегию, которую реализует Правительство РФ и его органы на местах, и, соответственно, хотя бы основные современные риски. Поэтому не способны предпринять адекватные, современным вызовам, управленческие решения. Тестирование подтвердило, что руководители и специалисты, ученые и преподаватели (даже с большим стажем работы), не обладают сегодня необходимым минимумом знаний для организации высокорентабельного производства в современных (модель свободного рынка, открытой (незащищенной) экономики) новых экономических условиях. Ситуация может резко ухудшится при вступлении в ВТО. Это диктует необходимость их обучения современной инновационной и инвестиционной стратегии, новым методам системного анализа хозяйственной деятельности предприятий и управленческих структур, как основным инструментам эффективного руководителя для принятия рациональных управленческих решений.
2. Программы «переходного периода».
Идентифицированы и проанализированы следующие программы и управленческие воздействия, реализованные в 90-х годах:
1. «Экономика СССР. Выводы и рекомендации». Доклад 4-х (МВФ, МБРР, ЕБРР, ОЭСР). Утвержден «семеркой» (Хьюстон, 90) как рамочная программа и для руководителей “семерки”, и для руководства СССР по реформированию экономики[2].
2. «Переход к рынку»[6]. Исполнительская программа решений «семерки» по реализации «Выводов и рекомендаций» США. («Гарвардский проект», исп. дир. Джефри Сакс, советник Президента РФ Б.Ельцина).
3. «Приватизация земли и реорганизация сельхозпредприятий в России: Нижегородская модель», США[4].
4. «Стратегия реформ в продовольственном и аграрном секторе экономики бывшего СССР. Программа мероприятий на переходный период», США[3].
5. «Тасис», программа ОЭСР (стран ЕС).
6. «Арис», программа МБРР
7. Исполнительские программы Правительств Силаева, Гайдара, Черномырдина, Кириенко, Примакова, Степашина, Путина, Касьянова по реализации перечисленных программ США, ЕС.
8. Законы, Кодексы, Конституция и др. нормативные акты для формирования правового поля свободного рынка, открытой (незащищенной) экономики, разработанные экспертами США[4].
9. Указ Президента РФ №323 от 27.12.91. «О неотложных мерах по осуществлению земельной реформы в РСФСР», постановление Правительства РФ №86 от 29.12.91. «О порядке реорганизации колхозов и совхозов» и др., которыми все ветви власти обязываются исполнять перечисленные программы США, ЕС[4].
При анализе приведенных программ американских экспертов и их российских исполнителей, которые утвердил и профинансировал Конгресс США [4, с. xvii: «…Мы также хотели бы выразить благодарность правительствам Великобритании, Канады и США за щедрое финансирование Программы приватизации земли и реорганизации сельскохозяйственных предприятий»], прежде всего, необходимо установить суть Стратегии США, содержание основных положений перечисленных программ. Не выполнив эти обязательные методические процедуры идентификации и оценки реально реализуемых программ, естественно нельзя сделать прогноз результатов реформирования, разработать адекватные программные предложения для улучшения ситуации.
3. Содержание Стратегии США по реформированию АПК РФ.
Основные положения «курса реформ» в агропромышленном комплексе, реализуемого США в СССР, изложены в докладе 4-х (МВФ, МБРР, ЕБРР, ОЭСР): «Экономика СССР. Выводы и рекомендации»[2], в разделе «Сельское хозяйство». Доклад опубликован в журнале «Вопросы экономики», №3, 1991. В введении отмечено[2], с.6: «На встрече в верхах… в Хьюстоне в июле 1990г, главы государств и правительств семи ведущих промышленно развитых стран обратились к МВФ, МБРР, ОЭСР, ЕБРР с просьбой провести в тесном взаимодействии с Комиссией Европейских сообществ детальное исследование советской экономики, выработать рекомендации в отношении ее реформ и установить критерии, на базе которых экономическая помощь Запада могла бы оказать эффективную поддержку таким реформам… Исследование проводилось в тесном контакте с Комиссией ЕС…, в докладе обобщаются основные выводы и рекомендации…». Решением «семерки» (Хьюстон, 90) доклад утвержден как рамочная программа для исполнения и руководителями «семерки», и руководством нашей страны. Т.о., доклад 4-х (МВФ, МБРР, ЕБРР, ОЭСР) - это, по сути, «Стратегия» США «курса реформ» всех отраслей и сфер жизнеобеспечения в СССР.
По реформе АПК эксперты Запада предусмотрели[2], с.60: «Земельная реформа и реформа предприятий включает в себя роспуск колхозов и совхозов и создание по выбору на местах частных индивидуальных или кооперативных хозяйств при полной частной собственности на землю…Преобразования в с.х. секторе должны прежде всего коснуться важнейших вопросов либерализации цен…Общая стратегия перехода к рынку должна также включать: прекращение сельскохозяйственных госзаказов; свертывание прямого участия государства в прямом представлении сельскохозяйственных ресурсов; приватизацию переработки, оптовой и розничной торговли продуктами. Настоятельно необходимы также реформы с.х.кредита и создание новых критериев для капиталовложений в с.х…В первую очередь необходимы инвестиции в технологию мелкого производства…Совместные предприятия…в пищевой промышленности…». Т.е., «Стратегия» США теоретически идентифицируется как дезинтеграция крупнотоварного социалистического производства на основе модели регулируемого рынка и формирование мелкотоварного капиталистического производства на основе модели свободного рынка.
Опубликован[2] и комментарий к докладу 4-х акад. С.Ситоряна, одного из активных «реформаторов», который подтверждает исполнение решений «семерки» руководством страны. Он сообщает, с.3, что в соответствии с частными договоренностями «…с руководством СССР…лидеров Общего рынка в Дублине и глав государств и правительств “семерки” в Хьюстоне», допущены в СССР эксперты МВФ, МБРР, ЕБРР, ОЭСР. Они провели массированное исследование отечественной экономики с целью: «…помочь западным правительствам определить свое отношение к происходящим в нашей стране реформам и выработать линию на дальнейшее… сотрудничество и оказание технической помощи… в переводе экономики на рыночные основы». Для этого «…Правительство СССР привлекло к проведению консультаций …в августе-декабре 1990г… ГВК СМ СССР, МИД СССР, Госплан СССР, Госбанк СССР, Минфин СССР, Госкомстат СССР, Академию наук СССР, другие союзные и республиканские министерства и ведомства». По результатам исследования и консультаций «…экспертами указанных международных организаций… был подготовлен доклад, который… содержит оценку мер, осуществленных в рамках хозяйственной реформы (на основе предыдущих договоренностей в Рейкьявике, Дублине… – Ю.К.), краткосрочный прогноз развития экономики СССР на 1991г, а также рекомендации по преодолению проблем переходного периода и содействию Запада экономической реформе в СССР, в т.ч. по критериям предоставления такого содействия». Мотивация необходимости «перехода к рынку» по мнению акад. Ситоряна достаточно серьезная: «…среди западных политиков и профессиональных экономистов стало крепнуть убеждение в необходимости не только пассивного созерцания, но и поиска форм какого-либо воздействия…, поскольку неуспех начатых преобразований чреват реальной угрозой для социально-политической стабильности всего мира».
Для исполнения решения «семерки» о «переходе к рынку», совместно М.Горбачевым и Б.Ельциным, создана рабочая группа[6]: С.Шаталин, Н.Петраков, Г.Явлинский, М.Задорнов, Б.Федоров, Е.Ясин, С.Алексашенко, Л.Григорьев, В.Машиц, А.Вавилов, А.Михайлов и др. «…На протяжении… 1990г (2-31 августа)…гарвардский профессор Д.Сакс и др. западные экономисты участвовали во встречах на даче («Архангельское») под Москвой, где молодые проельцинские реформаторы планировали российское экономическое и политическое будущее. Сакс вошел в команду с Е.Гайдаром…для продвижения плана «шоковой терапии (Д.Видел)». Ими подготовлены: «Переход к рынку». ч.1, Концепция и Программа, 224с; ч.2, Законопроекты, 400с.
Общая Концепция программы «Переход к рынку» предусматривает[6], с.13: «Переход от командной (регулируемой – Ю.К.) к рыночной (не регулируемой–Ю.К.) экономике… Каркас…новой экономической системы…который должен быть создан в течение переходного периода…образуют принципы: максимальная свобода…предпринимателя; все органы государственной власти отказываются от прямого участия в хозяйственной деятельности; свободное ценообразование; конкуренция; открытость экономики… мирохозяйственным связям; …признание доходов от собственности законной категорией доходов; распространение рыночных отношений…на здравоохранение, образование, науку, культуру…; социальная защищенность как представление всем гражданам разных возможностей». Т.е., формируемая экономика теоретически идентифицируется как модель (раннего капитализма 17-18 века) нерегулируемой открытой (незащищенной) экономики на основе модели свободного рынка, которая привела все развитые страны мира к Великой Депрессии.
В аграрном секторе предусмотрено[6], с.32: «Первые 100 дней – программа чрезвычайных мер… Земли колхозов и совхозов объявляются суммой наделов их работников, начинается перерегистрация земель. Право свободного выхода из колхоза с земельным наделом и его долей в накопленном имуществе гарантируется законом…для создания на них крестьянских хозяйств. Опережающим темпом формируется (приватизируется – Ю.К.) рыночная инфраструктура в сфере закупки, переработки, хранения и реализации сельскохозяйственной продукции». Т.е., программа «Переход к рынку» теоретически идентифицируется как исполнительская рамочная программа для реализации «Стратегии» США в соответствии с решением «семерки.
Эксперты США, их исполнители в России отчетливо понимали, что предлагаемое США реформирование высокорентабельных крупнотоварных сельхозпредприятий в планово убыточные мелкотоварные семейные фермерские хозяйства не будет поддержано работниками села и населением. Поэтому программой «Переход к рынку», помимо «шоковой терапии» (ликвидации колхозов и совхозов за 100 дней), предусмотрели меры репрессивного характера[6], с.38: « если эти предложения не удастся обеспечить, потребуются гораздо более жесткие и болезненные меры, к осуществлению которых также нужно быть готовым»
Эксперты США подготовили и Президент РФ, Б.Н.Ельцин, подписал Указ №323 от 27.12.91 «О неотложных мерах по осуществлению земельной реформы в РСФСР»[4, т. 2], с.18:
«Колхозы и совхозы обязаны до 1.01.93 провести реорганизацию…;
-Все члены колхоза и работники совхоза,…лица, занятые в социальной сфере на селе… работники… образования, здравоохранения, культуры, быта, связи, торговли и общественного питания…, в том числе и ушедшие на пенсию, имеют право (дано США?) на бесплатный земельный и имущественный пай;
Обязать руководителей хозяйств в течение одного месяца со дня подачи заявления…выделить земельные доли работника и членов его семьи в натуре… При задержке с выделением земли и имущественного пая на руководителей хозяйств…налагается штраф в размере трех месячных окладов;
-Органам прокуратуры РСФСР в 3-х месячный срок опротестовать нормативные акты и распоряжения хозяйственных руководителей, противоречащие… настоящему Указу;
-За нарушение порядка и сроков приватизации (установленных США?) виновные должностные лица привлекаются к ответственности…».
Т.е., «Стратегией» и программой «Переход к рынку» США действительно запланировано создание в России АПК полностью «ориентированного на рынок» и осуществлены необходимые управленческие воздействия.
4. Содержание программ «переходного периода» по реформированию АПК РФ.
В докладе 4-х, «Экономика СССР. Выводы и рекомендации»[1] и программе «Переход к рынку» изложены только основные положения «Стратегии» США по реформе всех отраслей и сфер жизнеобеспечения. Поэтому они являются рамочными программами и для руководителей «семерки», и для руководства нашей страны. Для практической реализации решения «семерки» (Хьюстон 90) Правительство РФ в 1992г вступило в МВФ и экспертами фонда (США,ЕС) начата разработка и реализация исполнительских программ реформирования.
«Стратегией реформ в продовольственном и аграрном секторе бывшего СССР. Программой мероприятий на переходный период» предусмотрены реализация[3]: блока краткосрочных мер 1992-93гг - демонтаж регулируемой экономики, «шоковая терапия», ваучерная приватизация земли и имущества населением: блока среднесрочных мер 1994-98гг - формирование нерегулируемой экономики на основе модели свободного рынка, денежная переприватизация земли и имущества от населения транзитными собственниками (т.н. олигархами); блока долгосрочных мер на 1999-2010гг - освоения «Восточных территорий», переприватизация от транзитных собственников земли и имущества России ТНК США,ЕС[10].
Для реализации «Стратегии…» в Нижегородской области экспертами АМР США, МФК МБРР, Английского фонда «Ноу Хау» (контроллер пилотного проекта Б.Немцов[16], обеспечивший деятельность зарубежных экспертов) отработана детальная процедура «…роспуска колхозов и совхозов и создания по выбору? на местах частных индивидуальных или кооперативных хозяйств при полной частной собственности на землю». которая изложена (Том. 1 - 168 с. Том 2 -246с) в программе «Приватизация земли и реорганизация сельскохозяйственных предприятий в России: Нижегородская модель» (НМ), изданной массовым тиражом (УЗР ГД США, МФК МБРР. Вашингтон, ДС 20433, 1995). Предусматривает[4], с.7: «…Процесс приватизации земли и реорганизации хозяйств проходит последовательно несколько этапов:
-выдачи свидетельств (сельских ваучеров – Ю.К.), подтверждающих права на земельные доли и имущественные паи;
–формирование крестьянских хозяйств, товариществ, обществ, обслуживающих кооперативов и других сельскохозяйственных предприятий на основе отдельных бригад, ферм, иных производственных подразделений, населенных пунктов, а также отдельных семей или их групп…». Т.е., НМ США задействованы в основном три фактора[8,15]: снижение уровня концентрации с.х.производства, ведущего к резкому росту издержек и снижению конкурентоспособности; переход к частной собственности, исключающей оптимизационное развитие с.х.; введение платного пользования землей, ведущее к резкому повышению стоимости продуктов, массовому обезземеливанию отечественных землепользователей.
Программа разослана МСХ РФ (27.06.95, И.Г.Ушачевым) как методическое пособие для исполнения постановления Правительства РФ (№.974 от 27.12.95) «О реформировании сельхозпредприятий с учетом практики Нижегородской области» [16]. В субъектах РФ осуществлено массовое реформирование только по НМ США[9,11]. Так, 198 совхозов Ленобласти реорганизованы в 175 АОЗТ, 14 ТОО, 2 АФК, 6030 фермерских хозяйств. Разработаны исполнительские программы. Региональной программой «Стабилизация и развитие агропромышленного производства Ленинградской области на 1998-2000гг», (1997. –40с) предусмотрено: «Совершенствование земельных отношений собственности будет осуществляться путём: завершения выдачи владельцам паев свидетельств о праве собственности на землю и продолжении выдачи имущественных паев документов, подтверждающих право на имущество».
Региональной программой «Развитие агропромышленного производства Ленинградской области на 2001-2005гг», (2000, –79с) предусмотрено: «Основное внимание в ходе аграрной реформы было обращено на создание в с.х. института частной собственности (приватизацию земли, формирование крестьянских хозяйств, образование адекватных частной собственности организационно-правовых форм предприятий)… Обеспечить завершение реформирования, …перерегистрации организационно-правовых форм предприятий в соответствии с Гражданским Кодексом и их специфическими особенностями».
В соответствии с региональной программой (п.2.2.8, с.55) эксперты МВФ (английского фонда «Ноу Хау», ВИАПИ, Росагрофонда) по договору с Комитетом по АПК реализуют (за счет бюджета Ленобласти), в Лодейнопольском, Бокситогорском и Тихвинском районах проект: «Обеспечение занятости и повышение доходов сельского населения», предусматривающий формирование по НМ для работников сельхозпредприятий, которые по «Стратегии…» прекратили товарное производство, ЛПХ и КФХ. Т.о., реформирование АПК в России осуществляется МВФ, Правительством РФ и его органами на местах в рамках международного договора по всесторонне обоснованным и тщательно скоординированным с исполнителями в РФ программам «переходного периода» США, ЕС.
Для завершения реализации НМ, блока долгосрочных мер на 1999-2010гг «Стратегии» принят Земельный кодекс РФ №136-ФЗ от 25.10.01 и Федеральный закон №101-ФЗ от 24.07.02 «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения» В Государственной Думе 08.02.06 г. и Правительстве РФ 09.02.06 г. Министр сельского хозяйства А.В.Гордеев изложил приоритетный национальный проект Президента «Развитие АПК», предусматривающий «…стимулирование развития малых форм хозяйствования».
Официальная статистика подтверждает[10,14], что в результате реализации в России «Стратегии реформ в продовольственном и аграрном секторах экономики…» США, продуктивность пашни снижена на четверть, рис.1, сельскохозяйственное производство сокращено вдвое, рис.2. По потреблению продуктов населением Россия переместилась из десятки самых сытых стран мира, 7-го места, 3380 ккал, в седьмую десятку, 2200 ккал, ниже физиологически допустимого уровня. Прираставшая ежегодно на 1 млн. чел. РФ (Россия – 2млн), теперь вымирает с темпами более 1 млн. чел. в год, рис.3. Людские потери только в РФ превысили 10 млн. чел. Это диктует необходимость выполнения обязательных методических процедур системного анализа программ «переходного периода» США, ЕС, установления достоверных связей существующей ситуации с конкретными положениями реализуемых программ, подготовки прогноза их полной реализации.
Источники
1. Романенко Г.А., Комов Н.В., Тютюнников А.Н. Земельные ресурсы России, эффективность их использования. М.: Россельхозакадемия, 1996. -307с.
2. С. Ситорян. Советская экономика глазами международных экспертов. Вопросы экономики, 1991, № 3, -С3-48.
3. Стратегия реформ в продовольственном и аграрном секторе бывшего СССР. Программа мероприятий на переходный период. Вашингтон, 1992анг.,1993рус. -227с.
4. Приватизация земли и реорганизация сельскохозяйственных предприятий в России. Нижегородская модель. Пособие. Вашингтон, ДС 20433, 1995. Том1 -168с. Том2 -246с.
5. Ковальчук Ю.К. Нижегородская модель: экспертное заключение. Международный сельскохозяйственный журнал, 1995, № 3, -С5-8.
6. Шаталин С., Петраков Н., Явлинский Г.А. и др. Переход к рынку. Концепция и Программы. М., 1990. -224с.
7. Брытов И.И. Опыт создания и развития Ленинградского и Российского АПК, мирового с.х. СПб.,1999. –300с
8. Программа восстановления и развития сельского хозяйства. Ленинградская модель. Сост. Ковальчук Ю.К. Под общей редак. акад. Н.Г.Дмитриева. Изд. 3-е. Санкт-Петербург, 1998. –52с.
9. Малахов А.С. Агропромышленный комплекс и аграрная политика в России на рубеже 21-го века. Изд. 3-е. СПб, ГОУ АМА НЗ РФ, 2001. –132с.
10. Агропромышленный комплекс России. М.: МСХ РФ, 2001. –450с
11. Маценович И.Л., Ходачек А.М. Продовольственная безопасность и продовольственная политика. СПб: ИВЭСЭП,2005. –176с
12. Анализ процессов приватизации государственной собственности в РФ за период 1993-2003 годы. Счетная Палата, М.:ГНИИСА, 2004
13. Об исполнении в регионе Федеральных законов по государственному регулированию агропромышленного производства. Открытое письмо. СПб.: Сударыня, 2004. –35с.
14. О последствиях внедрения Правительством Ленобласти модели свободного рынка… Открытое письмо. СПб.: Сударыня, 2004. –26с
15. Земельная реформа, использование земли и проблемы совершенствования земельного законодательства. Рекомендации Круглого стола Сост. Ковальчук Ю.К. СПб ГАУ, 2006. -28с.
16. О преднамеренном разрушении с.х. Нижегородской области в результате внедрения Нижегородской (американской) модели «Приватизация земли и реорганизация сельхозпредприятий России». Сост. Ковальчук Ю.К., под ред. акад. Дмитриева Н.Г. СПб.: Сударыня, 2001. –24с

П: Док Ф: ИнновацСтрат









Спасибо: 0 
ПрофильЦитата Ответить
Новых ответов нет


Ответ:
1 2 3 4 5 6 7 8 9
большой шрифт малый шрифт надстрочный подстрочный заголовок большой заголовок видео с youtube.com картинка из интернета картинка с компьютера ссылка файл с компьютера русская клавиатура транслитератор  цитата  кавычки моноширинный шрифт моноширинный шрифт горизонтальная линия отступ точка LI бегущая строка оффтопик свернутый текст

показывать это сообщение только модераторам
не делать ссылки активными
Имя, пароль:      зарегистрироваться    
Тему читают:
- участник сейчас на форуме
- участник вне форума
Все даты в формате GMT  3 час. Хитов сегодня: 2
Права: смайлы да, картинки да, шрифты да, голосования нет
аватары да, автозамена ссылок вкл, премодерация откл, правка нет