|
Отправлено: 29.04.17 17:38. Заголовок: 11. ГОСУДАРСТВО И БИЗНЕС
[b]Представляется, что проблема оптимизации взаимодействия власти и бизнеса идейно давно решена историей, только бизнес Запада, а за ним и наука «Экономика прибылей» не хотят этого признавать. Теория науки «Экономика общества», как и любая другая полноценная теория, может и должна служить интересам общества в целом, представлять которые может только государство. Это чётко определяет и ведущего и ведомого в деле формирования социального справедливого общества. Но проблема всё же есть. Её суть, прежде всего, в том, что пределом желаний деятелей рынка является полная свобода бизнеса. Функционеры же государств, не демонстрируя ясного представления об их идеале взаимоотношений с бизнесом, полностью «вожжи» не отпускают. Это проблема всех государств, а для России, озабоченной поиском путей восстановления своих ведущих производств, разрушенных в годы преступной фальшивой «приватизации», в особенности. Понятно, что любое решение данной проблемы в интересах общества как-то ущемит интересы индивидуалистов бизнеса. Также ясно, что полноценной базой решения проблемы в интересах общества может служить только теория науки «Экономика Общества», Сегодня власти новой России, также как и её оппозиционеры, не имеют чёткой теоретической основы управления общественным производством, включая меры эффективного противостояния эгоизму и возможным ошибкам управленцев всех уровней. Сложность в том, что функции государства реализуются решениями живых людей с их собственным видением целей, с их собственным пониманием общественных процессов и с их связками личных, групповых и клановых интересов у каждого. При определении целесообразности процессов частного производства, итоговым показателем успешности которых является прибыль, личный интерес руководителя является решающим. При принятии решений оптимальных для общества, будь то страна или работники предприятия, – личный интерес может исказить всё. И в этом значимость преобладания особых производственных или государственных интересов у деятелей, призванных принимать решения в интересах общества в целом, а также значимость информированности общества об очередных задачах, решения которых добиваются руководители. Представляется, что для решения проблемы взаимоотношения государства и бизнес сообщества необходимо, прежде всего, иметь чёткое определение государства. Явно ошибочно марксистское его определение: "Государство – политическая организация экономически господствующего класса, имеющая своей целью охранять существующий порядок и подавлять сопротивление других классов", поскольку целью создания государственной власти не может быть охрана какого бы то ни было порядка. Люди объединяются в государство ради возникновения какого-то предпочтительного для большинства порядка, который, естественно, в дальнейшем требуется и охранять. Показательно, в этом смысле, второе определение государства в БСЭ: "В более широком смысле под государством понимают политическую форму организации жизни общества, которая складывается как результат возникновения и деятельности публичной власти – особой управляющей системы руководящей основными сферами общественной жизни и опирающейся в случае необходимости на силу принуждения". В этом втором определении легко просматривается неудовлетворённость составителей БСЭ марксистским определением с его упором на властное право, с его игнорированием вопросов «организации жизни общества». Люди признают властные права государства, но лишь в целях и ходе исполнения им своих обязанностей перед обществом. В определении государства (стр.82) слова «лучшие условия для хозяйственной деятельности граждан» указывают на важнейшую функцию. государства. Конкретное содержание «лучших условий», определяемое взглядами тех, кто оказывается у власти, выявляет социальную сущность государства, состояние и направление развития его хозяйственной жизни и гражданского общества, определяет тип самого государства. В СССР «лучшие условия» определялись Политбюро ЦК КПСС. В будущих государствах самой полной демократии, «лучшие условия» вероятнее всего будут закрепляться законами, создаваемыми с реальным участием граждан. Исторически первой функцией государств, являлось обеспечение безопасности, что на начальных этапах формирования человеческого общества с преобладанием сельских индивидуальных хозяйств соответствовало и «лучшим условиям» хозяйственной деятельности. В дальнейшем функции государств развивались вслед за развитием хозяйственной деятельности их граждан. Сегодня роль государств как организующих субъектов мировой экономической системы стала очевидной, что и отражается в соответствующих межгосударственных договорных документах. Да и основная часть внутреннего свода законов современного государства посвящена регулированию хозяйственных взаимоотношений своих граждан и их предприятий. Большая часть государственных экономических решений принимается сегодня под давлением необходимости в условиях непознанной многосвязанности явлений и противоречивости интересов исполнителей, да ещё при недостаточной подготовленности ответственных лиц из-за отсутствия объективного знания в виде теории науки «Экономика общества» и науки «Экономика планеты». В такой ситуации критерием качества решения часто служит мнение «эксперта» или вышестоящего чиновника, которые в своей мере неизбежно субъективны. Это свидетельствует о необходимости иметь осознанный критерий для оценки целесообразности как государственных законодательных актов, так и решений отдельных руководителей. Таким критерием принимаемых решений может быть только добротная экономическая теория. Д.Валовой отмечает: «Ещё древние утверждали: нет ничего практичнее, чем научно обоснованная теория». Подобное отмечает и А.Зиновьев: “<Решения>… должны быть отобраны в соответствии с определёнными критериями. Такие критерии может дать лишь общая теория человеческих объединений и их эволюции, а также теория конкретных типов обществ. Таких теорий…нет”. Экономисты современности много спорят о роли и месте государства в экономической жизни общества. Основной мотив современных разговоров на эту тему может быть иллюстрирован определениями из учебника Самуэльсона "Экономика", в котором утверждается, что экономическую жизнь общества направляют “Невидимая рука” и “Совершенная конкуренция”, охраняемые “стражами экономической свободы Хайеком и Фридманом”; государству же «предоставляется» возможность “…попытаться предотвратить или исправить ошибки <рынка>…”. Отметим, что вообще все обсуждения роли государства в экономике сводятся к рассмотрению взаимодействия двух равно определяющих институтов общества – рынка и государства. Рынок оперативен, объективен и демократичен. Но он и «близорук», поскольку оценивает только конкретные конечные изделия «здесь и сейчас» без предвидения последующих изменений в жизни общества. Свободный рынок «настроен» на поощрение изготовителя спросом в момент сделки. Государство же должно использовать свои управленческие возможности в целях лучшей организации жизни общества в целом и в долгосрочной перспективе. На подобное указывал и Р. Барр: "Государство лишь ориентирует экономику", "Современное государство располагает обширной гаммой способов вмешательства: финансовая и налоговая политика, кредитная политика и действия эмиссионного института, социальное законодательство, контроль над монополиями…". Но основное, что необходимо иметь в виду, это то, что лишь государству присуща забота о благоденствии и всех членов общества и каждого из них в отдельности, и общества в его целом. Это и определяет его право решений при выборе пути к этой благой цели. И только эта цель должна бы определять политику государства по всем направлениям, в том числе и в деле обеспечения целесообразных, с точки зрения общественных интересов, деловых взаимоотношений хозяйствующих субъектов. Поиску лучшей формы взаимоотношений бизнеса, т.е. самостоятельных предприятий, и государства может помочь аналогия с концертом симфонического оркестра. В этой привлекательной аналогии в качестве оркестрантов предполагаются предприниматели, в качестве исполняемого произведения – государственная политика, дирижёром выступает правительство, а роль населения представляют слушатели в зале. Смысловая, выразительная и грамотная композиция, построенная с учётом возможностей каждого инструмента; чуткий, знающий и уверенный дирижёр; талантливые исполнители, и критично настроенный зал – взаимодействие этих звеньев создает шедевры.
|