|
Отправлено: 05.01.18 21:59. Заголовок: КОМЕДИЯ И ТРАГЕДИЯ РОССИЙСКОЙ ИСТОРИИ. ЕМЕЛЬЯНОВ С.А.
Емельянов С.А. КОМЕДИЯ И ТРАГЕДИЯ РОССИЙСКОЙ ИСТОРИИ Исторические ландшафты не знают сослагательного наклонения, однако полны зернистого юмора. Мудрый Сократ прославился высшей и доброжелательной иронией. Строительство теории смеха находится в стадии вечного завершения, а практический смех в России и за ее границами ‒ не только досуг и развлечение. Комедия и пародия‒ жанры угасающих социальных организмов. Осмеиваемое подлежит исправлению или уничтожению. Юмористический интеллект критичен к сущности социальных явлений. Развивая тезис Наполеона I «От великого до смешного всего один шаг», можно предположить, что и в обратном направлении иногда не очень далеко идти. Очень серьезный К. Маркс часто говорил об истории как о Трагедии и Комедии. Имея одним из основных «эстетических союзников» У. Шекспира с большим количеством трупов и кровавых сцен, классик считал, что человечество, смеясь, расстается со своим прошлым. Эстетические категории комического и трагического рождаются от взаимодействия идеалов с действительностью. В комическом идеальное побеждает реальное, а трагедия – это гибель идеального в реальном мире. Комическо- трагическое определяет ценностные свойства не предметов, а процессов. Комедия ведет свое происхождение от слова «komos», которое означает песню ватаги гуляк в честь бога Диониса. «Трагедия» исходит от греческого «tragos» – козел и в буквальном переводе означает – «козлиная песня». Комическое сложнее трагического по своему внутреннему составу. У сумасшедшего короля Лира остался только шут, наделенный мудростью богов– и больше ничего. В феномене христианского православия есть загадка ‒ каким образом в просторных масштабах могли терпеться пародии на молитвы, псалмы, службы и монастырские уставы? В канонической интерпретации смех связывался с антимиром, представляя собой сферу нарушенных отношений и «нелепостей». За видимым смехом иногда скрываются слезы. Бытовые обряды с ингредиентами театрализованных действий разнообразились эстетическим содержанием. В Древней Руси закладывались основы скоморошества. Считалось, что народно- бродячие актеры, впервые упомянутые в «Повести временных лет» под 1068 годом, вышли на историческую арену уже после обретения Киевской Софией новой веры. Однако современные исследователи пришли к выводу, что скоморошьи «игрища» появилось «не после принятия христианства, а до него», а скоморохи «существовали и при язычестве». Скоморохи и шуты его величества Народа – это искусство, ставшее жизнью, и жизнь, поднятая до искусства. Данные персонажи существовали одновременно в реальной и художественной сферах, сливая насмешку с кощунством. На скоморохов влияли придворные поэты-гусляры. Именно скоморохи воплощали то, что позднее станет «культурой». Лихие пляски святых перейдут в балет, пение‒ в оперу, игра на музыкальных инструментах‒ в симфонию и джаз, дрессировка зверей и шутовство‒ в цирк. Элементы эпатажа- деструктивности есть «растворенный» социальный протест. Составляя оппозицию нормам и канонам, данный феномен высвобождает импульсы творческой активности и политической инновации. Почти любой маневр протеста начинался с высмеивания персонажей и актов истории. Социально- активным малым жанром фольклора является анекдот. Этот термин выходит из греческого слова «неизданный». Однако данный вид устно-народного творчества часто опубличивался в книгах, периодических и лубочных изданиях. Основные сюжеты анекдотов находятся на грани этической и политической нормы. В богомольной России первые анекдоты принялись в ХVII веке в сборниках, которые назывались «стихотворными новостями» или – на польский лад – «фацециями». В них содержались коротенькие шуточные рассказы, замшелые побрехушки, повести и отдельные новеллы (например, из «Декамерона»). В следующем столетии прорезались и спец- сборники анекдотов. В поэтике анекдотов присутствует смех со скорбью, плачем и негодованием. Потомок обрусевшего датчанина В.И. Даль родился в Луганске, дружил с А.С. Пушкиным и получил от него на память перстень-талисман. Русский лексикограф собирал слова как бы попутно и не менял пословицы на цитаты из рекламного ролика. В Толковом словаре живого великорусского языка можно прочитать: «Анекдот ‒ короткий по содержанию и сжатый в изложении рассказ о замечательном или забавном случае, байка, баутка»©. Первое лицо государства – обычно главный герой анекдотов, которые иногда рассказывают шепотом. Если шедевры рождаются и после отхода персонажа в вечную жизнь, то это признак его выдающихся качеств. Множество анекдотических вирусов было создано о Петре I, Екатерине- секонд, Ф.М. Потемкине, А.В. Суворове, А.С. Пушкине, А.Н. Крылове и других маститых личностях. Не случайно в данной связи пушкинская ремарка из «Евгения Онегина»: «Но дней минувших анекдоты/От Ромула до наших дней / Хранил он в памяти своей». Шутливые творения придуманного коллективного поэта под псевдонимом «Козьма Прутков» (А.К. Толстой и братья Жемчужниковы –Алексей, Владимир и Александр) превратились в пословицы, а «Проект о введении единомыслия в России» осуждал умственный застой. Незабвенный Козьма зрил в корень, не мог объять необъятное и заметил, что глядя на мир, нельзя не удивляться. Где-то рядом с ним (с ними)– вульгарноватый А. Барков с долго стоящим рейтингом. Юмористы обладают едким пером фельетониста и особым образом говорят о важных проблемах. Простой стиль есть результат напряженно-умственной работы и титанических усилий. Писатель, изображающий социум – всегда хоть немного сатирик и отрицает-критикует несовершенство мира. Активно смеялся сквозь слезы Рязанский и Тверской вице-губернатор М.Е. Салтыков- Щедрин и в «Истории одного города» изображал Россию в ракурсе истории «головотяпов», которые обо все головою тяпали, когда Богу молились. В трагикомедии с мерцанием смыслов и грустно, и смешно одновременно. Искусство наделяет формой неуловимые в потоке вечного становления ценности и приобщает к истокам бунта, а хороший роман с идеей и образами – это почти всегда автобиография, окрашенная в цвета всего человечества. Трагикомичный Дон- Кихот с жертвоприношениями во имя пересотворения мира не знал страха и органичил с российско- утопическими надеждами. Выдуманный М. Севантесом Дон- Кихот более материален, чем пьяные соседи по коммунальной квартире. Не отягощенный книжными идеями Дон- Кихот полагал, что мир заколдовали злые волшебники, дабы обращать в ничто подвиги праведников и возвеличивать деяния грешников. Призвание романтического героя – сражаться с этими чудодеями. Экзальтированно-рокового борца с ветряными мельницами полюбили и взрослые, и дети. Интерпретации Рыцаря Печального Образа сыграли не последнюю роль в «протестной» экспансии Абсолюта. В перекличке стран и времен по методу откровения к Сервантесу близок русский писатель Ф.М. Достоевский, не успевший стать советским. Если философ напишет детектив, то получится «Преступление и наказание». Романист редко начинает с первой главы и смело рисует частицу жизни в соотнесенности с Целым. Свободная проза делает ее выпуклой для всеобщего обозрения и способствует эволюции или революции. Теория главного не совсем положительного героя данного романа разрешает «кровь по совести», а праксис во имя Любви ‒ это акт русской Революции. Бунтари творят зло во имя добра. На «инфернальные» деньги живущий в крайней бедности Раскольников намеревался свершить «сто, тысячу добрых дел и начинаний», посвятить себя «на служение всему человечеству» и тем самым загладить свое «крошечное преступленьице». Русская традиция глубоко входила в мотивы анти- подвигов и слегка им сочувствовала. Спаситель человечества признавал свое преступление единственно «в том, что не вынес его и сделал явку с повинною». Литература не существует без достоверного конфликта. Цель не оправдала средства, а фамилия главного героя не совсем случайна. Он нравственно переродился и в его характере произошел раскол-сдвиг. Раскольников хотел доказать идею сверхчеловека и пришел к Богу. Однако и в громадах титана Ф.М. Достоевского иногда мелькают смеховые вкрапления: дурында Л. Хохлакова из «Братьев Карамазовых», комическо- кретинисто- поэтичный господин Лебядкин («Бесы»). Много забавного в повести «Село Степанчикова и его обитатели», чем-то напоминающей мольеровского «Тартюфа». Герои Достоевского постоянно сомневаются в реальности происходящих событий и задаются одним и тем же вопросом: «Что же это, сон или нет?...». В советском Сфинксе партия являла «ум, честь и совесть нашей эпохи» и с руководяще- ответственными интонациями говорила о «светлом будущем » на заседаниях министерских коллегий. На октябрьской и майской демонстрации никто не дошел бы до Красной площади с транспарантом «Долой КПСС!». Однако навстречу Realpolitik выплескивалась мощная струя «народных» шуток. Без смеха и желчи нет надежды на обновление. – Что означает «партийная линия»?– Это когда некто «колеблется вместе с партийной линией». Почему мы так медленно движемся по генеральной линии партии? Потому что каждый съезд– это крутой поворот. Что значит «демократический централизм»? – Это когда каждый в отдельности «против», а все вместе «за». Почему в СССР не планируется рождаемость? – Потому, что в данном случае средства производства являются частной собственностью. Почему советские карлики самые большие в мире?– Потому что они советские. Если булыжник– это орудие пролетариата, то советский политический смех– компенсация за отсрочку реализации мечты. Шутки и анекдоты не вступали в прямую полемику с плакатными цитатами, но давали богатый материал для раздумий. Разрешенным сатирико- политическим рупором был журнал «Крокодил». Острие печатного органа направлялось на рядового обывателя как воплощение всей серости человечества. Однако сатира не ограничивалась проблемами бытового пьянства и бюрократизма– она боролась за мир, отражая проблемы «врагов народа» и НАТО. В соответствующие периоды «Крокодил» находился в позе официального антисемитизма. Фельетон стал частым «жителем» и четвертой полосы газеты «Правда». Дозволенный юмор обеспечивал видимость критики снизу. Королем эстрадного юмористического жанра был гений мгновенного перевоплощения и художественный руководитель Театра эстрады А.И. Райкин– «живет он в Ленинграде, зовут его Аркадий, а попросту Аркаша, и Райкин наконец». Самым всенародно поющим (и пьющим) Поэтом стал В.С. Высоцкий. Полу-запрещенный любимец регулярно самоосвобождался в Образе, ярко вспыхивал на экране, выражал людское море чувств- страстей и взрослел вместе с трагичной ролью Гамлета на Таганке. Сквозь слова о вывихнутом веке слышалась правда личной исповеди актера (на разрыв аорты). Все называли его просто Володей. В годы Любви и Труда кубометры публичного смеха с определенной дозой авторитетных татуировок и арго весело заменяли правду. Жизнь – это комедия для тех, кто думает, и трагедия для тех, кто чувствует. Оптимистическая трагедия есть Искусство созидания через предельный конфликт. А также– проверка на прочность и возможное разрушение испытуемого объекта с высокими идеалами. Кульминация трагедии не обязательно совпадает с обыденностью злодейства. Лагерно- трагическое бытие отразилось в «Колымских рассказах» В.Т. Шаламова, «Одном дне Ивана Денисовича», «В круге первом», «Архипелаге ГУЛАГе» А. И. Солженицына, «Хранителе древностей» и «Факультете ненужных вещей» Ю.О. Домбровского. Веселую повесть о восточно-фольклорном вольнодумце, бунтаре и хитреце Х. Насреддине писатель Л.В. Соловьев закончил в условиях лагерной несвободы. Объектом современных балагурных пересмешек с тотальным отпущением грехов по залоговым аукционам становится все активное и просто работоспособное. «Народные скоморохи России» и подельщики от смешильной индустрии развлекают публику прибаутками. Не духовные витязи смеются над мещанством, а обыватели– над героизмом. Своеобразным реваншем «опущенной» части населения стала выпукло-негативная суть отношения к олигархам и «новым русским». Центром политического смехового «зазеркалья» с опять едиными РФ-народом и властью остается анекдот. −Какие десять лет жизни Нового Русского самые тяжелые? −С первого по пятый класс. «Обще- человек» шарахается от трагедии, а политико- сатирические «Куклы» В.А. Шендеровича придушила несуществующая цензура. Относиться к жизни слишком серьезно‒ смешно, а совсем несерьезно‒ опасно. АВТОРСКАЯ СПРАВКА Емельянов Сергей Алексеевич – доктор философских наук, член Петровской Академии наук и искусств, координатор культурного центра «Народный дом». моб. тел. № 8- 9602308034 почтовый адрес: semeljan@mail. ru
|