On-line: гостей 0. Всего: 0 [подробнее..]

Пушкинский дискуссионный клуб "ЛЮБОМУДРИЕ"



АвторСообщение
администратор


Сообщение: 152
Зарегистрирован: 01.05.07
Откуда: Россия, Санкт-Петербург
Рейтинг: 0
ссылка на сообщение  Отправлено: 05.01.18 21:59. Заголовок: КОМЕДИЯ И ТРАГЕДИЯ РОССИЙСКОЙ ИСТОРИИ. ЕМЕЛЬЯНОВ С.А.


Емельянов С.А. КОМЕДИЯ И ТРАГЕДИЯ РОССИЙСКОЙ ИСТОРИИ

Исторические ландшафты не знают сослагательного наклонения, однако полны зернистого юмора. Мудрый Сократ прославился высшей и доброжелательной иронией. Строительство теории смеха находится в стадии вечного завершения, а практический смех в России и за ее границами ‒ не только досуг и развлечение. Комедия и пародия‒ жанры угасающих социальных организмов. Осмеиваемое подлежит исправлению или уничтожению.
Юмористический интеллект критичен к сущности социальных явлений. Развивая тезис Наполеона I «От великого до смешного всего один шаг», можно предположить, что и в обратном направлении иногда не очень далеко идти. Очень серьезный К. Маркс часто говорил об истории как о Трагедии и Комедии. Имея одним из основных «эстетических союзников» У. Шекспира с большим количеством трупов и кровавых сцен, классик считал, что человечество, смеясь, расстается со своим прошлым.
Эстетические категории комического и трагического рождаются от взаимодействия идеалов с действительностью. В комическом идеальное побеждает реальное, а трагедия – это гибель идеального в реальном мире. Комическо- трагическое определяет ценностные свойства не предметов, а процессов.
Комедия ведет свое происхождение от слова «komos», которое означает песню ватаги гуляк в честь бога Диониса. «Трагедия» исходит от греческого «tragos» – козел и в буквальном переводе означает – «козлиная песня». Комическое сложнее трагического по своему внутреннему составу. У сумасшедшего короля Лира остался только шут, наделенный мудростью богов– и больше ничего.
В феномене христианского православия есть загадка ‒ каким образом в просторных масштабах могли терпеться пародии на молитвы, псалмы, службы и монастырские уставы? В канонической интерпретации смех связывался с антимиром, представляя собой сферу нарушенных отношений и «нелепостей». За видимым смехом иногда скрываются слезы.
Бытовые обряды с ингредиентами театрализованных действий разнообразились эстетическим содержанием. В Древней Руси закладывались основы скоморошества. Считалось, что народно- бродячие актеры, впервые упомянутые в «Повести временных лет» под 1068 годом, вышли на историческую арену уже после обретения Киевской Софией новой веры. Однако современные исследователи пришли к выводу, что скоморошьи «игрища» появилось «не после принятия христианства, а до него», а скоморохи «существовали и при язычестве».
Скоморохи и шуты его величества Народа – это искусство, ставшее жизнью, и жизнь, поднятая до искусства. Данные персонажи существовали одновременно в реальной и художественной сферах, сливая насмешку с кощунством. На скоморохов влияли придворные поэты-гусляры. Именно скоморохи воплощали то, что позднее станет «культурой». Лихие пляски святых перейдут в балет, пение‒ в оперу, игра на музыкальных инструментах‒ в симфонию и джаз, дрессировка зверей и шутовство‒ в цирк.
Элементы эпатажа- деструктивности есть «растворенный» социальный протест. Составляя оппозицию нормам и канонам, данный феномен высвобождает импульсы творческой активности и политической инновации. Почти любой маневр протеста начинался с высмеивания персонажей и актов истории.
Социально- активным малым жанром фольклора является анекдот. Этот термин выходит из греческого слова «неизданный». Однако данный вид устно-народного творчества часто опубличивался в книгах, периодических и лубочных изданиях. Основные сюжеты анекдотов находятся на грани этической и политической нормы.
В богомольной России первые анекдоты принялись в ХVII веке в сборниках, которые назывались «стихотворными новостями» или – на польский лад – «фацециями». В них содержались коротенькие шуточные рассказы, замшелые побрехушки, повести и отдельные новеллы (например, из «Декамерона»). В следующем столетии прорезались и спец- сборники анекдотов. В поэтике анекдотов присутствует смех со скорбью, плачем и негодованием.
Потомок обрусевшего датчанина В.И. Даль родился в Луганске, дружил с А.С. Пушкиным и получил от него на память перстень-талисман. Русский лексикограф собирал слова как бы попутно и не менял пословицы на цитаты из рекламного ролика. В Толковом словаре живого великорусского языка можно прочитать: «Анекдот ‒ короткий по содержанию и сжатый в изложении рассказ о замечательном или забавном случае, байка, баутка»©.
Первое лицо государства – обычно главный герой анекдотов, которые иногда рассказывают шепотом. Если шедевры рождаются и после отхода персонажа в вечную жизнь, то это признак его выдающихся качеств. Множество анекдотических вирусов было создано о Петре I, Екатерине- секонд, Ф.М. Потемкине, А.В. Суворове, А.С. Пушкине, А.Н. Крылове и других маститых личностях. Не случайно в данной связи пушкинская ремарка из «Евгения Онегина»: «Но дней минувших анекдоты/От Ромула до наших дней / Хранил он в памяти своей».
Шутливые творения придуманного коллективного поэта под псевдонимом «Козьма Прутков» (А.К. Толстой и братья Жемчужниковы –Алексей, Владимир и Александр) превратились в пословицы, а «Проект о введении единомыслия в России» осуждал умственный застой. Незабвенный Козьма зрил в корень, не мог объять необъятное и заметил, что глядя на мир, нельзя не удивляться. Где-то рядом с ним (с ними)– вульгарноватый А. Барков с долго стоящим рейтингом. Юмористы обладают едким пером фельетониста и особым образом говорят о важных проблемах. Простой стиль есть результат напряженно-умственной работы и титанических усилий.
Писатель, изображающий социум – всегда хоть немного сатирик и отрицает-критикует несовершенство мира. Активно смеялся сквозь слезы Рязанский и Тверской вице-губернатор М.Е. Салтыков- Щедрин и в «Истории одного города» изображал Россию в ракурсе истории «головотяпов», которые обо все головою тяпали, когда Богу молились. В трагикомедии с мерцанием смыслов и грустно, и смешно одновременно.
Искусство наделяет формой неуловимые в потоке вечного становления ценности и приобщает к истокам бунта, а хороший роман с идеей и образами – это почти всегда автобиография, окрашенная в цвета всего человечества. Трагикомичный Дон- Кихот с жертвоприношениями во имя пересотворения мира не знал страха и органичил с российско- утопическими надеждами. Выдуманный М. Севантесом Дон- Кихот более материален, чем пьяные соседи по коммунальной квартире.
Не отягощенный книжными идеями Дон- Кихот полагал, что мир заколдовали злые волшебники, дабы обращать в ничто подвиги праведников и возвеличивать деяния грешников. Призвание романтического героя – сражаться с этими чудодеями. Экзальтированно-рокового борца с ветряными мельницами полюбили и взрослые, и дети. Интерпретации Рыцаря Печального Образа сыграли не последнюю роль в «протестной» экспансии Абсолюта.
В перекличке стран и времен по методу откровения к Сервантесу близок русский писатель Ф.М. Достоевский, не успевший стать советским. Если философ напишет детектив, то получится «Преступление и наказание». Романист редко начинает с первой главы и смело рисует частицу жизни в соотнесенности с Целым. Свободная проза делает ее выпуклой для всеобщего обозрения и способствует эволюции или революции. Теория главного не совсем положительного героя данного романа разрешает «кровь по совести», а праксис во имя Любви ‒ это акт русской Революции.
Бунтари творят зло во имя добра. На «инфернальные» деньги живущий в крайней бедности Раскольников намеревался свершить «сто, тысячу добрых дел и начинаний», посвятить себя «на служение всему человечеству» и тем самым загладить свое «крошечное преступленьице». Русская традиция глубоко входила в мотивы анти- подвигов и слегка им сочувствовала.
Спаситель человечества признавал свое преступление единственно «в том, что не вынес его и сделал явку с повинною». Литература не существует без достоверного конфликта. Цель не оправдала средства, а фамилия главного героя не совсем случайна. Он нравственно переродился и в его характере произошел раскол-сдвиг. Раскольников хотел доказать идею сверхчеловека и пришел к Богу.
Однако и в громадах титана Ф.М. Достоевского иногда мелькают смеховые вкрапления: дурында Л. Хохлакова из «Братьев Карамазовых», комическо- кретинисто- поэтичный господин Лебядкин («Бесы»). Много забавного в повести «Село Степанчикова и его обитатели», чем-то напоминающей мольеровского «Тартюфа». Герои Достоевского постоянно сомневаются в реальности происходящих событий и задаются одним и тем же вопросом: «Что же это, сон или нет?...».
В советском Сфинксе партия являла «ум, честь и совесть нашей эпохи» и с руководяще- ответственными интонациями говорила о «светлом будущем » на заседаниях министерских коллегий. На октябрьской и майской демонстрации никто не дошел бы до Красной площади с транспарантом «Долой КПСС!».
Однако навстречу Realpolitik выплескивалась мощная струя «народных» шуток. Без смеха и желчи нет надежды на обновление.
– Что означает «партийная линия»?– Это когда некто «колеблется вместе с партийной линией».
Почему мы так медленно движемся по генеральной линии партии?
Потому что каждый съезд– это крутой поворот.
Что значит «демократический централизм»? – Это когда каждый в отдельности «против», а все вместе «за».
Почему в СССР не планируется рождаемость? – Потому, что в данном случае средства производства являются частной собственностью.
Почему советские карлики самые большие в мире?– Потому что они советские.
Если булыжник– это орудие пролетариата, то советский политический смех– компенсация за отсрочку реализации мечты. Шутки и анекдоты не вступали в прямую полемику с плакатными цитатами, но давали богатый материал для раздумий.
Разрешенным сатирико- политическим рупором был журнал «Крокодил». Острие печатного органа направлялось на рядового обывателя как воплощение всей серости человечества. Однако сатира не ограничивалась проблемами бытового пьянства и бюрократизма– она боролась за мир, отражая проблемы «врагов народа» и НАТО. В соответствующие периоды «Крокодил» находился в позе официального антисемитизма. Фельетон стал частым «жителем» и четвертой полосы газеты «Правда». Дозволенный юмор обеспечивал видимость критики снизу.
Королем эстрадного юмористического жанра был гений мгновенного перевоплощения и художественный руководитель Театра эстрады А.И. Райкин– «живет он в Ленинграде, зовут его Аркадий, а попросту Аркаша, и Райкин наконец».
Самым всенародно поющим (и пьющим) Поэтом стал В.С. Высоцкий. Полу-запрещенный любимец регулярно самоосвобождался в Образе, ярко вспыхивал на экране, выражал людское море чувств- страстей и взрослел вместе с трагичной ролью Гамлета на Таганке. Сквозь слова о вывихнутом веке слышалась правда личной исповеди актера (на разрыв аорты). Все называли его просто Володей.
В годы Любви и Труда кубометры публичного смеха с определенной дозой авторитетных татуировок и арго весело заменяли правду. Жизнь – это комедия для тех, кто думает, и трагедия для тех, кто чувствует.
Оптимистическая трагедия есть Искусство созидания через предельный конфликт. А также– проверка на прочность и возможное разрушение испытуемого объекта с высокими идеалами. Кульминация трагедии не обязательно совпадает с обыденностью злодейства.
Лагерно- трагическое бытие отразилось в «Колымских рассказах» В.Т. Шаламова, «Одном дне Ивана Денисовича», «В круге первом», «Архипелаге ГУЛАГе» А. И. Солженицына, «Хранителе древностей» и «Факультете ненужных вещей» Ю.О. Домбровского. Веселую повесть о восточно-фольклорном вольнодумце, бунтаре и хитреце Х. Насреддине писатель Л.В. Соловьев закончил в условиях лагерной несвободы.
Объектом современных балагурных пересмешек с тотальным отпущением грехов по залоговым аукционам становится все активное и просто работоспособное. «Народные скоморохи России» и подельщики от смешильной индустрии развлекают публику прибаутками. Не духовные витязи смеются над мещанством, а обыватели– над героизмом.
Своеобразным реваншем «опущенной» части населения стала выпукло-негативная суть отношения к олигархам и «новым русским». Центром политического смехового «зазеркалья» с опять едиными РФ-народом и властью остается анекдот.

−Какие десять лет жизни Нового Русского самые тяжелые?
−С первого по пятый класс.

«Обще- человек» шарахается от трагедии, а политико- сатирические «Куклы» В.А. Шендеровича придушила несуществующая цензура.
Относиться к жизни слишком серьезно‒ смешно, а совсем несерьезно‒ опасно.

АВТОРСКАЯ СПРАВКА
Емельянов Сергей Алексеевич –
доктор философских наук, член Петровской Академии наук и искусств, координатор культурного центра «Народный дом».
моб. тел. № 8- 9602308034 почтовый адрес: semeljan@mail. ru


Спасибо: 0 
ПрофильЦитата Ответить
Новых ответов нет


Ответ:
1 2 3 4 5 6 7 8 9
большой шрифт малый шрифт надстрочный подстрочный заголовок большой заголовок видео с youtube.com картинка из интернета картинка с компьютера ссылка файл с компьютера русская клавиатура транслитератор  цитата  кавычки моноширинный шрифт моноширинный шрифт горизонтальная линия отступ точка LI бегущая строка оффтопик свернутый текст

показывать это сообщение только модераторам
не делать ссылки активными
Имя, пароль:      зарегистрироваться    
Тему читают:
- участник сейчас на форуме
- участник вне форума
Все даты в формате GMT  3 час. Хитов сегодня: 2
Права: смайлы да, картинки да, шрифты да, голосования нет
аватары да, автозамена ссылок вкл, премодерация откл, правка нет